В этом году хедлайнером первого дня речицкого фестиваля Metal Crowd были для многих легендарные немцы Die Apokalyptischen Reiter. Они давно обещали выступить в нашей стране, но что-то всякий раз не срасталось. И вот, наконец, белорусы смогли их увидеть, что было феерично, пусть собралось и не так много народа, как хотелось бы. Перед выступлением DAR их бас-гитарист и лидер группы Volk-Man (Volkmar Weber) любезно согласился ответить на пару наших вопросов.
- Начнём, пожалуй, со стандартного. Поскольку вы впервые в Беларуси, мне следует спросить: «Как вам наша страна? Люди?»
- На самом деле, нам очень приятно тут оказаться. Мы давно обещали посетить вашу страну, и вот добрались. Люди в Беларуси очень добрые. Нас очень радушно приняли. Первые впечатления незабываемые: чудесная погода, столько деревьев вокруг!..
- Почему вы решили взять «творческий отпуск»? Это желание отдохнуть или, возможно, возможность подумать о будущем группы?- Знаешь, когда постоянно в туре или в студии – это утомительно. Весь этот процесс становится рутиной. Потому и решили освободить какое-то время для себя. Хочется поработать над новыми песнями, не ощущая никакого давления со стороны. Не думаю, что эта пауза затянется, но она действительно необходима.
- Один из ваших давних фанатов интересуется, как вы относитесь к Impaled Nazarene, общаетесь ли с ними?
- Мы с Фуксом с давних пор знаем эту команду, и ценим и уважаем их вклад в развитие музыки. Это культовый коллектив. Мы однажды даже записали аналогичную их музыке комбинацию из отборного блэк-метала и классики с шопеновскими мотивами. Но мне больше импонируют их первые альбомы.
- Стоит ли ожидать от вас снова таких языковых экспериментов, как в песнях «Reitermania» или «Seemann»?
- Не думаю. Мы немцы, мы говорим на немецком, и на немецком же языке нам проще выразить то, о чём мы хотим сказать в своих песнях. Те песни, что ты назвал, родились благодаря стараниям фанатов, за что им огромное спасибо. Особенно рьяно помогали фаны из Финляндии и России, в первую очередь с «Reitermania». Эта работа объединила наших поклонников со всего мира. Это был классный опыт, но сомневаюсь, что мы его повторим. Ведь мы уже однажды это сделали, так?
- Мы знаем, что вы частенько экспериментируете с различными инструментами при работе над песнями. Хотели бы попробовать использовать русские или белорусские народные инструменты? - Вот честно, я даже не знаю, как выглядят ваши инструменты. Возможно, стоило бы посетить музыкальный магазин в Минске, чтобы хотя бы глянуть на них. Если бы кто-нибудь показал, как на ваших инструментах играть, то да, было бы увлекательно как-нибудь их использовать. А не владеешь инструментом, он не более чем предмет интерьера. - В 2004-ом году вы говорили в интервью, что не знакомы с представителями рок-сцены бывшего Советского Союза. Успели ли вы ознакомиться с нашей сценой за минувшие 11 лет?
- Не особо. Не так уж много коллективов из постсоветского пространства известны и тем более популярны в Европе. Если начистоту, единственная такая группа, которую я слышал, имеет сложное название и родом из Прибалтики. В их музыке много пэгэн-элементов, и она напоминает мне Skyforger. Я лишь краем уха слышал о паре российских или белорусских команд, играющих экстремальный блэк. Вот кстати на Metal Crowd я успел ознакомиться с творчеством нескольких коллективов, и это занятное зрелище. Но вообще для Европы музыкальная Беларусь – ещё Терра Инкогнита, о ваших командах знает слишком мало людей. Я хочу сказать, Россия и Украина довольно часто мелькают в новостях – война, всё такое. А Беларусь – что-то вроде загадки, никто не знает, что у вас происходит. И то же самое с музыкой, понимаешь? Вряд ли кто-то из европейцев сможет назвать какую-нибудь вашу группу.
- Может, дело в том, что у нас отсутствует институт музыкального менеджмента, нет продюсеров, нет компаний, занимающихся продвижением наших музыкантов?
- Да. У вас очень маленькая страна, наверное, в этом дело. Например, у нас в Германии в журналах представлены контакты агентств из Киева, Москвы, Петербурга, но белорусская сцена никакими агентствами не представлена. И ваши группы не знает никто, кроме разве что фанатично выискивающих что-то такое на YouTube.
- Как вы относитесь к тому, что молодые рок-группы всё чаще не ограничиваются рамками одного стиля, экспериментируя, сочетая элементы различных рок и метал-направлений? Позитивный ли это сигнал? Обновление ли для рок-музыки или показатель её упадка?- Думаю, что сигнал позитивный. Мы вот экспериментируем с жанрами потому, что мы такие. В коллективе несколько людей, и каждый привносит свои идеи, поэтому результат может различаться от группы к группе. Впрочем, если в команде четыре дэт-металлиста, они, очевидно, будут играть дэт, ведь у них одинаковые вкусы. У нас каждый предпочитает что-то своё, и это делает творческий процесс более увлекательным. Поэтому от альбома к альбому в нашей музыке происходят те или иные изменения. Иногда это шокирует слушателей, иногда, напротив, нравится. Но мы таким образом выражаем себя, наши эксперименты отражают то, что произошло с нами за последние пару лет жизни. Меняется жизненная ситуация – меняется и музыка, ведь она – неотступный попутчик на жизненном пути каждого из нас.
- Ты издавал фензины, выпустил книгу... А каким вообще творчеством помимо музыкального каждый из вас занимается?
- Fuchs рисует картины, работает с деревом. SirG даёт уроки игры на барабанах, но не лично, а записывая мастер-классы. Dr. Pest заведует музыкальным оборудованием в студии и иногда выступает в роли звукорежиссёра.
- И напоследок вопрос для разрядки. В какой валюте выгоднее всего хранить сбережения в Германии?- На самом деле серьёзный вопрос. Хранить сбережения можно в евро, франках, долларах, да хоть в китайских йенах. По моему мнению, деньги не должны храниться в банке. Видишь ли, я вот, например, занимаюсь виски: продаю его, покупаю. И заметил, что люди часто просто покупают виски и ставят в подвал на лет 10, чтобы потом продать. Это глупо. Лучше потратить деньги на дом, машину, то, что будет при тебе и чем ты будешь пользоваться, чем хранить. Потому что взорвётся какой-нибудь банк – и деньги, которые ты старательно копил, пропадут. А потраченные деньги ведь пропасть не могут, так?
- Разумеется. Большое спасибо за интересную беседу, ждём вас снова в нашей Терра Инкогнита!
Извинившись, Voll-Man с коллегами отправился изучать местную аппаратуру и готовиться к выступлению, а мы отправились дожидаться их дебютного шоу в Речице, которое, как уже было сказано, оказалось как всегда неподражаемым, полным драйва и энергии. Будем надеяться, что ребятам действительно понравилось в нашей стране, и что новые их концерты в Беларуси не за горами.
Общался: Илья Катусов
Фото: Inga Max и Die Apokalyptischen Reiter official facebook
Фото: Inga Max и Die Apokalyptischen Reiter official facebook

Да, действительно, нам удалось сыграть на словацком Flesh Party Open Air, где были представлены 30 самых брутальных коллективов Европы (Beheaded, Defeated Sanity, Banisher, Epicardiectomy, Fleshless). Организовывал мероприятие Роман из местной группы Craniotomy. Запомнилась, в первую очередь, организация - все было душевно, по-домашнему и на высшем уровне, также были соблюдены все условия. После концерта группа пошла ночевать в большой двухэтажный домик, где нам выделили номер. Порадовал и звук, и прием. Также на фесте можно было завести ряд полезных знакомств, поскольку туда приходят не только фанаты, но еще и редакторы журналов, промоутеры, владельцы лейблов. Например, на нынешнем мероприятии была замечена Моника Мокашова - редактор известного чешско-словацкого журнала Rock Hard. На самом мероприятии идет своеобразная "прямая промо акция" - если выступили нормально, то контакты сохраняются и наступает переход к следующему шагу в развитии группы.
Ну и резонный вопрос - почему в Беларуси такой фест пока еще никто не организовал. Вот многие жалуются, что пиво не продают, другие - что милиционеры ходят на территории феста, а может все дело не в этом, а в плохих организаторах?
В начале года большинство концертов местного значения проходило в Джек Клаб. Большую часть из них организовывал именно ты. Однако потому он исчез с карты метал радаров и на сцене появилось кафе Нетто. Если ли надежда, то этот воздушный шарик не сдуется за короткий срок?
Мне удалось побывать в музее Brutal Assault, где представлены афиши всех мероприятий, начиная с первого, и оказалось несложно проследить тенденцию, что на первых фестах выступали только чешские команды, а уже, приблизительно, с 4-5-го Brutal Assault в хедах стали появляться группы калибра Moonspell, Septicflesh, а уже к 10-15 фестивалю на фесте была представлена целая плеяда звезд, куда входят и Behemoth, и Immortal, и Slayer. Если же посмотреть на наш Metal Crowd, то они, до определенного момента, шли по такому же графику, однако, в конечном счете, не смогли перейти через черту и в прошлом году на 10-ый юбилейный фестиваль в качестве главного хэда привезли польский Hate - группу третьего метал-эшелона. В чем может крыться причина этого?
Как решаются организационные вопросы?
Возможно ли когда-нибудь услышать на фестивале Slayer, Nightwish и им подобных?
Ходят слухи, что в этом году на территории фестиваля всё-таки будет продаваться пиво, а еще будет палаточный городок в лесу. Насколько данная информация соответствует действительности?
У публики возникло много вопросов по поводу таких групп, как Dай Dорогу и Trubetskoy. Неужели фестиваль скатился в неформат?
А ты считаешь, что данное направление сейчас как-то востребовано?
Недавно в Минске выступала группа Dream Theater, гитарист которой Джон Петруччи, как мне стало известно, является твоим кумиром. Почему именно он?