Интервью с Zaklon: "Я вот сейчас отвечаю на твои вопросы, а на фоне идёт прямая трансляция того, как горит Собор Парижской Богоматери. Это так прекрасно. Вот оно, ваше будущее."

Интервью с Zaklon: "Я вот сейчас отвечаю на твои вопросы, а на фоне идёт прямая трансляция того, как горит Собор Парижской Богоматери. Это так прекрасно. Вот оно, ваше будущее."



Проект Zaklon был основан без малого 20 лет назад, и все это время он является отражением его создателя, его сердца и души - Temnarod'а. Несмотря на свой солидный возраст, Zaklon предстал перед публикой только в прошлом году, и сразу записал на свой счет два невероятных по мощности и эмоциональности концерта. 8 июня этот проект вновь выйдет на сцену клуба Брюгге, чтобы творить свой темный ритуал. Накануне этого события мы пообщались с самим Temnarod'ом. 

MetalHeads.by (MH): В вопросах, касающихся Zaklon, Вы действуете по принципу «Хочешь сделать хорошо – сделай это сам». Именно поэтому весь этот проект – лирика, музыка – результат только Ваших трудов. Вы даже достаточно продолжительное время выпускали демо Zaklon собственными силами, но в какой-то момент начали сотрудничать с другими лейблами. Почему пропала необходимость в Forestland Productions?
Temnarod: Это, скорее принцип удовлетворения своего видения того, каким должен быть проект Zaklon. Его звучание, концепция, сакральное наполнение, отражающее именно моё эго, воплощённое в звуки и слова. У меня нет зацикленности на том, чтобы делать всё самолично. Учитывая то, что на данный момент Zaklon является не one-man проектом, а полноценной группой, другие участники так или иначе оказывают влияние на моё творчество. Если появляется некая стоящая идея, которая не противоречит моему видению Zaklon, она будет воплощена и это не станет для меня проблемой. На протяжении долгого времени я шёл этим Путём в одиночестве и у меня не было иного выбора, кроме как делать всё самому. Это был осознанный выбор, о котором я ничуть не жалею. И сейчас сам творческий процесс мало отличается от того, что было. Что касается Forestland Productions, у лейбла (если его можно так назвать) было определённое предназначение, исполнив которое он канул во тьму времён. Издательская деятельность – не то, чем я хочу заниматься. Я не настолько социален, чтобы мне это приносило удовлетворение.

МН: Не так давно Possession Productions, которые, на сколько мне известно, занимались выпуском двух ваших последних работ - Nikoli... и Viatry Karacunavaj nocy - объявили о самоликвидации. Значит ли это, что Forestland Productions может возобновить свою деятельность? Или Вы будете искать другой лейбл? 
Temnarod: Как я сказал ранее, Forestland Productions прекратил своё существование и возобновлять его деятельность я не планирую. По крайней мере, для издания релизов на физических носителях. Коль уж Possession Productions - всё, новый альбом Zaklon будет издан иным лейблом, скорее всего не белорусским. Пока об этом рано говорить, решение будет приниматься уже после записи альбома.

МН: Продолжая тему записи альбомов, какие релизы за последнее время зацепили Вас сильнее всего и почему? 
Temnarod: Есть несколько альбомов, которые произвели на меня очень сильное впечатление за последние пару-тройку лет. Эти альбомы далеко не новы. Я хочу их отметить исключительно по той причине, что они малоизвестны (на мой взгляд) и кто-то обязательно так же проникнется ими, как это сделал я. 

Aurvandil "Thrones" (2014) - настоящая Музыка Севера. Зимние гимны, созидаемые ночными ветрами. Сырое звучание, как будто прямиком из 90-х, позволяющее вспомнить истоки.

Eerie "Into Everlasting Death" (2014) - погибель из Польши. Есть что-то от Mgla, отголоски Blaze Of Perdition... Но в целом великолепнейший образец гибельного Black Metal, с отменнейшими вокальными партиями и пронзающими мелодиями. Мощь и опустошение!

Dragobrath "WhisperHerbs" (2011) - ныне мёртвый проект из Львова. Это его последний альбом. Очень атмосферная работа, посвящённая природе Карпат и их мистической красоте. Пробирает до дрожи.

Icon Of Phobos "Icon Of Phobos" (2011) - американская группа, играющая великолепный отрешённый Black Metal.

В общем, вот несколько релизов, которые получили пожизненную прописку в моём плейере. Конечно,  я уже не говорю про Mgla, Hate Forest, Drudkh  и иные известные формации, которые мне импонируют.

МН: Мне кажется, в наше время к андеграундной музыке начали относиться намного лояльнее, чем еще пару лет назад. Прекратились отмены концертов, появилось больше возможностей для самореализации, записи альбомов и выступлений. Но, несмотря на это все, остались ли еще какие-то проблемы или трудности, с которыми сталкиваются наши музыканты, записывая и играя андеграундную музыку в нашей стране?
Temnarod: Да, безусловно, концертов стало больше, во многом благодаря определённым людям, которые занимаются их организацией. Сейчас мы имеем возможность лицезреть команды, ради которых раньше приходилось ехать в другие страны на фестивали и концерты. Есть выбор, это радует. Ну, а что касается "проблем и трудностей, с которыми сталкиваются наши музыканты", то мне это абсолютно не интересно. С появлением интернета и возможности свободно распространять информацию о своей группе или проекте, возможности распространять свою музыку, 99% проблем должно было отпасть. Если этого не произошло, то стоит искать проблемы у себя в голове или в своём творчестве.

МН: Несмотря на солидный возраст проекта Zaklon, на сцене он впервые появился только в прошлом году в рамках фестиваля Distant Shadow. Затем, если я не ошибаюсь, был Крывiйскi гiг, и вот теперь в июне вы выступите на одной сцене с Mgla. Но каждый раз это минская сцена. Не возникало ли желания расширить географию выступлений? Может, уже поступали какие-то интересные предложения?
Temnarod: Да, было два минских концерта, и на этот год запланировано ещё два. Если поступают интересные предложения, я не вижу смысла от них отказываться. Нам нужно набраться концертного опыта, понять все тонкости сцены. Мне нравятся живые ритуалы, нравится та неистовая сила, что пронзает меня во время их проведения. Тем более, что на каждое выступление мы готовим один-два новых гимна. Придёт время и для выступлений за пределами Минска и за пределами Беларуси. Всему своё время. Сейчас всё идёт как должно. Я знаю, что ещё придёт время, когда единственными концертами Zaklon, будут концерты, где я буду колотить палкой по дереву среди осеннего леса и выть на луну дурным голосом. Пока же, мы делим сцену с одними из лучших представителей Чёрного Искусства. Так плетут Норны, нужно это принимать.

МН: В наше время по крайней мере столичная публика точно не чувствует острой нехватки во всякого рода концертах. Постоянно проводятся какие-то мероприятия и тематические ивенты. Как Вы считаете, что нужно сделать группе, чтобы остаться в памяти зрителей на долгое время, а не только до завтрашнего дня?
Temnarod: Этот вопрос стоит задать группам, которые "хотят остаться в памяти зрителей на долгое время" У меня нет цели развлечь своим выступлением как можно больше людей в зале. Это как порыв ветра, ты воспринимаешь его, только когда он дует. Ну а что можно сделать группам? Можно содомировать девственницу на сцене, можно совершить суицид, такое точно никто не забудет. Способов запомниться масса, на самом деле.

МН: Кстати, о самом процессе выступления. Что чувствуете непосредственно во время концерта? Каким эмоциям/мыслям поддаетесь, когда взираете на толпу, слушающую ваши песни?
Temnarod:. Транс. Неистовство. Отрешённость. На зрителей не смотрю вроде, или же смотрю невидящими глазами, ибо не способен в такие моменты воспринимать окружающую действительность.

МН: Последний на данный момент альбом Zaklon вышел почти три года назад. Работаете ли Вы сейчас над чем-то новым? Если да, когда нам ждать новый релиз?
Temnarod: Да, работа над новым альбомом ведётся. И сделана уже большая её часть. Касательно сроков, пока ничего сказать не могу. Скажу лишь, что на осеннем концерте будут представлены новые гимны.

МН: Вы трудитесь над ним один или, может быть, привлекли кого-нибудь из музыкантов, с кем выступаете вместе? 
Temnarod: Я работаю над композициями один, затем представляю их музыкантам и мы совместно можем их корректировать.

МН: Если говорить об андеграундной музыке, то в последнее время музыканты все чаще начали исполнять свои песни на белорусском языке. Иногда это английский, но все реже и реже русский. Как Вы считаете, с чем это связано?
Temnarod: Если честно, не особо заметил такую тенденцию. Наверное, опять же по той причине, что не особо интересуюсь этим вопросом. Ну а если это так, то это хорошо. Беларуская мова цудоўна кладзецца на музыку. А может это просто сейчас модно? Не знаю. С английским - беда. 90% наших групп, поющих на английском языке, делают это с таким акцентом, что просто смешно и убого.

МН: Как показывает моя личная практика, далеко не все наши музыканты любят прессу и хотят общаться с ней. А как лично Вы относитесь к белорусским metal-журналистам и порталам, которые пишут на эту тему? Понятно, что, раз мы с Вами общаемся, значит, Вы определенно лояльнее некоторых Ваших коллег по цеху. Но, все-таки, может чего-то не хватает с нашей стороны? 
Temnarod: Да в общем, каждый занимается своим делом. Если кто-то хочет предметно пообщаться – я обычно не против. Есть, конечно, ряд тем, на которые я не буду вести беседу, но в целом мне бывает интересно отвечать на интересные вопросы. Музыканты, отказывающие в общении определённым изданиям имеют на это свои причины и своё право. Никто не вправе их судить за это. Чего вам, журналистам, не хватает? Black Metal - весьма специфичный стиль музыки, даже по меркам метала вообще. Лично мне гораздо приятней общаться с таким же фанатиком Чёрного Метала, как я, который задаст кучу интересных, пусть и немного не комфортных или провокационных вопросов, чем отвечать на какие-то общие вопросы о развитии метал-сцены, и прочей социальной шелухе. Не в упрёк тебе сказано, не подумай. Не хватает глубины понимания того, что из себя представляет предмет обсуждения. С другой стороны, смена среды тоже иногда нужна.

МН:  Кстати, о развитии нашей метал-сцены. Как Вы считаете, за каким направлением тяжелой музыки ее будущее?
Меня всегда ставят в тупик подобные вопросы. Меня совершенно не волнует будущее нашей или какой-либо другой "метал-сцены". Так же, как её развитие или деградация. Всегда были и будут настоящие фанатики Чёрного Искусства, вне трендов и вне времени. Я вот сейчас отвечаю на твои вопросы, а на фоне идёт прямая трансляция того, как горит Собор Парижской Богоматери. Это так прекрасно. Вот оно, ваше будущее.

 

Беседовала: Екатерина Лещук